Читаем художественную литературу - 2
Показано с 1 по 20 из 885

Тема: Читаем художественную литературу - 2

Комбинированный просмотр

Предыдущее сообщение Предыдущее сообщение   Следующее сообщение Следующее сообщение
  1. #1
    Аватар для Esna
    Регистрация
    21.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3184
    Вес репутации
    81

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Ancit Посмотреть сообщение
    По, мне, так это бы ладно - мало ли у кого какие проблемы - а вот когда он становится средством политического давления и чуть ли не шантажа...
    О чем и речь. Сейчас эта - скажу политкорректно - странная идеология навязывается социуму, ее носители задают тон в международных организациях и используют различные методы принуждения. Железная поступь либерализма...

    Впрочем, мне и западная фиксация на "докторе" (когда он уместен) никогда понятна не была...
    Может это просто проявление уважения к высшему образованию что ли...Имеющее корни в том времени, когда оно еще не было девальвировано.
    Например, у наших славянских соседей - чехов меня очень всегда умиляло обыкновение указывать на табличках с фамилиями-именами хозяев на дверях квартиры (так принято) статус человека. Например, Ing. Karel Mucha (т.e. человек с высшим образованием в области, например, экономики), MUDr (медицина), JUDr (юрист). Кстати, так было и в коммунистические времена - традиция, однако.
    Ну, среди постмодернистов-то, как раз, не мало людей использующих и вполне классичные формы - Эко, например, или Иванов, когда он "Сердце Пармы"; то ли дело экспериментальный роман...
    Мне в постмодернистской литературе даже не форма не нравится, а сама жизненная философия, идеология. В моем восприятии постмодернистское искусство в целом, и литература в том числе, - это продукт загнивания цивилизации. То есть, это искуcство не жизни, а умирания, не творчества, а разрушения.

    У меня был когда-то дли-и-инный период чтения Лескова, правда, кончился до того, как я все собрание сочинений освоила...
    А сейчас я как-то очень бессистемно и "рвано" читаю...
    Лесков ИМХО, кроме прочих достоинств, относится к тем писателям, которые дают возможность получать удовольствие от самого процесса чтения - язык, строй речи...
    А у меня как-то всегда получалась бессистемность. Все зависело от того, какая именно книга попала в руки. К счастью, во времена моего детства не было практически никакого риска, что ребенок наткнется на какую-то литературную гадость. А сейчас стараюсь выбирать литературу по принципу соблюдения психологической и умственной гигиены .

  2. #2
    Аватар для Ancit
    Регистрация
    26.01.2009
    Сообщений
    365
    Вес репутации
    37

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Esna Посмотреть сообщение
    О чем и речь. Сейчас эта - скажу политкорректно - странная идеология навязывается социуму, ее носители задают тон в международных организациях и используют различные методы принуждения. Железная поступь либерализма...
    Инструмент политической борьбы - как марксизм (знакомые германисты уверяют, что в Германии в гуманитарной сфере марксисты и, шире, левые все обсели и других не пускают), или - новое веяние - мультикультурализм.
    Мне, честно говоря, за мультикультурализм обидно - феминистки-то и тексты, по большей части уморительные пишут, а там литература великолепная, а над ней такая бяка надстроена...

    Мне в постмодернистской литературе даже не форма не нравится, а сама жизненная философия, идеология. В моем восприятии постмодернистское искусство в целом, и литература в том числе, - это продукт загнивания цивилизации. То есть, это искуcство не жизни, а умирания, не творчества, а разрушения.
    Не без того, конечно, но сама она далеко не вся деструктивна - там много авторов "прячущихся" в постмодернизме от депресивного настоящего, от этого самого разрушения.
    У меня возникает сильное подозрение, что у нас постмодернизм ассоциируется с Сорокиным или - в лучшем случае - с Пелевиным. Но они представляют только очень маленький сегментик этого самого...

    Что до выбора при чтении, то я и бессистемна, и беспринципна в этом отношении: читаю и ради разных форм специфического удовольствия....
    Наперечет можно назвать авторов, которых я не в состоянии прочитать - кстати, не всех из-за их "ущербности", что особенно обидно...
    Так у меня категорически не пошел последний Аксенов...

  3. #3
    Аватар для Esna
    Регистрация
    21.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3184
    Вес репутации
    81

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Ancit Посмотреть сообщение
    Не без того, конечно, но сама она далеко не вся деструктивна - там много авторов "прячущихся" в постмодернизме от депресивного настоящего, от этого самого разрушения.
    У меня возникает сильное подозрение, что у нас постмодернизм ассоциируется с Сорокиным или - в лучшем случае - с Пелевиным. Но они представляют только очень маленький сегментик этого самого...
    Прятаться в постмодернистской литературе от разрушительного и депрессивного настоящего - это все равно что лечиться от алкоголизма алкоголем. Тут противоядие нужно.
    Постмодернистское искусство не то чтобы деструктивно (хотя и это, само собой, тоже). Оно неудобоваримое какое-то, зыбкое как болото, поддельное - типа чучела животного или муляжа фруктов. Нет в нем красоты, радости жизни, драматизма, нет чувств - и очень много цинизма. Оно отражает жизнь в кривом зеркале, это даже не реализм. Хотя в данный момент даже больше думаю не о литературе, а о живописи, скульптуре, перфомансах этих дурацких....

    читаю и ради разных форм специфического удовольствия...
    Мне в студенческой юности очень нравилась Айрис Мердок. Получала удовольствие от ее мрачного унылого экзистенциализма. Вот сейчас уже не стала бы ее читать-перечитывать.

    Так у меня категорически не пошел последний Аксенов...
    Кстати Аксенов... Я давно, еще в раннеперестроечные времена, прочитала его "Остров Крым" - мне очень понравилось. Потом уже, через много лет, купила книгу, которая была издана под лозунгом "полный текст, без сделанных ранее цензурных купюр".
    Почитала и ... поняла, как были правы цензоры в том старом издании. Выброшенные ими из текста пара-тройка пошловатых и двусмысленных сцен и матерщина ничего значительного произведению не добавляли, и без них ИМХО получилось лучше.

  4. #4
    Аватар для Ancit
    Регистрация
    26.01.2009
    Сообщений
    365
    Вес репутации
    37

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Esna Посмотреть сообщение
    Прятаться в постмодернистской литературе от разрушительного и депрессивного настоящего - это все равно что лечиться от алкоголизма алкоголем. Тут противоядие нужно.
    Дык, где ж его взять-то? Из того что есть, вон, экспериментальный роман попытался некую альтернативу слепить, только по мне постмодернизм поживее и повеселее будет. Так что остается ждать пришествия новой религии (или нового пришествия религии), вот только что-то мне сомнительно, что веселее станет...

    Постмодернистское искусство не то чтобы деструктивно (хотя и это, само собой, тоже). Оно неудобоваримое какое-то, зыбкое как болото, поддельное - типа чучела животного или муляжа фруктов. Нет в нем красоты, радости жизни, драматизма, нет чувств - и очень много цинизма. Оно отражает жизнь в кривом зеркале, это даже не реализм. Хотя в данный момент даже больше думаю не о литературе, а о живописи, скульптуре, перфомансах этих дурацких....
    Ну, не знаю, я бы не назвала Эко, например, деструктивным, и даже Акройда - едва ли... Конечно, не без цинизма дядечки, но в "Маятнике Фуко" и с чувствами, и с драматизмом все в порядке, а в "Баудалино" эта самая радость бытия прямо через край хлещет - не смотря на специфику обстоятельств... Или, там, в "Бизнесе" Бэнкса...
    Опять же, Мишель Турнье вполне постмодернистский автор, но его цинизм исключительно на современное состояние общества направлено...
    А вот перфомансы, очень может статься, - совсем другая песня: это же по линии искусства, как самопроявления и даже формы существования художника, и в таком случае, ложится в русло авангарда и все того же экспериментального романа. ИМХО, конечно...
    Мне в студенческой юности очень нравилась Айрис Мердок. Получала удовольствие от ее мрачного унылого экзистенциализма. Вот сейчас уже не стала бы ее читать-перечитывать.
    Экзистенциалист-то у них, как раз, Фаулз, причем такой трогательно пафосный...
    А Мердок мне душу согрела своей этической концепцией: мол, если нас кто-то раздражает, мало предоодлеть себя и несмотря на свое отношение вести себя прилично, надо до такой степени встать на точку зрения "оппонента", чтобы больше не чувствовать антагонизма и противоречий - и все это через пример отношений свекрови и невестки...
    Однако же, ее "Отрубленную голову" и "Дитя слова" я нежно люблю... Вот "Море, море" у меня не пошло, хотя я знаю людей, которые от него просто запрокидываются...

  5. #5
    Аватар для Esna
    Регистрация
    21.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3184
    Вес репутации
    81

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Ancit Посмотреть сообщение
    Так что остается ждать пришествия новой религии (или нового пришествия религии), вот только что-то мне сомнительно, что веселее станет...
    Вся классическая литература (ну, или не вся, но ее ядро) выросла из нравственных ценностных ориентиров. Вокруг них все и крутится - и драматизм, и искания всякие, и трагедии. Если учесть, что постмодернистская философия отрицает какие-либо ценности, устоявшиеся принципы, нравственность, моральные ориентиры, то Раскольников в интерпретации постмодернистского автора получился бы совсем другим.
    Новая религия в принципе уже есть - new age. Но это тоже порождение эпохи постмодернизма. Так что, веселей не станет.

    Ну, не знаю, я бы не назвала Эко, например, деструктивным, и даже Акройда - едва ли... Конечно, не без цинизма дядечки, но в "Маятнике Фуко" и с чувствами, и с драматизмом все в порядке, а в "Баудалино" эта самая радость бытия прямо через край хлещет - не смотря на специфику обстоятельств... Или, там, в "Бизнесе" Бэнкса...
    Вот что-то я все же не люблю Эко... Почитаю-ка я "Бизнес" на досуге. Надеюсь, он мне настроения не испортит.

    А вот перфомансы, очень может статься, - совсем другая песня: это же по линии искусства, как самопроявления и даже формы существования художника, и в таком случае, ложится в русло авангарда и все того же экспериментального романа. ИМХО, конечно...
    Так ведь эта форма существования какая-то явно упадническая. Затрудняюсь в классификации, т.к. ни разу не искусствовед или литературовед, но от очень многих самопроявлений в современном искусстве у меня крайне неприятное послевкусие, и они ИМХО вполне вписываются в сюжет "закат европейской цивилизации".
    Помните нашумевшую выставку трупов людей с содранной кожей (не муляжей, а живых когда-то людей)? Вот она, кинтэссенция искусства эпохи упадка. Что там братья Карамазовы с их нравственными метаниями...

    А Мердок мне душу согрела своей этической концепцией: мол, если нас кто-то раздражает, мало предоодлеть себя и несмотря на свое отношение вести себя прилично, надо до такой степени встать на точку зрения "оппонента", чтобы больше не чувствовать антагонизма и противоречий - и все это через пример отношений свекрови и невестки...
    Дык - современная психология на этом и строится.

  6. #6
    Аватар для Ancit
    Регистрация
    26.01.2009
    Сообщений
    365
    Вес репутации
    37

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Esna Посмотреть сообщение
    Вся классическая литература (ну, или не вся, но ее ядро) выросла из нравственных ценностных ориентиров. Вокруг них все и крутится - и драматизм, и искания всякие, и трагедии. Если учесть, что постмодернистская философия отрицает какие-либо ценности, устоявшиеся принципы, нравственность, моральные ориентиры, то Раскольников в интерпретации постмодернистского автора получился бы совсем другим.
    Тут вопрос в том, что считать постмодернисткой философией - они же там все очень разные: Лиотар - про то, что человеческое мышление мифологично, и новое время в этом отношении не исключение; Бордияр вполне себе морален и занимался всякими идеологическими передержками...
    С ценностями беда случилась, все ж таки, пораньше, и "виноват" в этом, скорее XIX век, утверждавший и утвердивший "научный взгляд" в литературе...
    В моральном плане, мне кажется, пик отрицания был пройден в районе 68-го года и как раз в контексте революционных идей и борьбы с буржуазным обществом - французская киношная Новая волна, например, с его "иконой" - "На последнем дыхании" Годара.
    Постмодернизм, скорее, про то, что ценности историчны, ну и про идеологическую (и политическую) составляющую их эксплуатации - не без того, конечно. Но его трудно в этом упрекать - он уже, так сказать, пришел на пепелище...

    А насчет Раскольникова - вопрос в том, под кого/что будет стилизовать свой текст посмодернист, так что вполне может и по Достоевскому "сбацать" (не без подтекста, конечно...).

    Новая религия в принципе уже есть - new age. Но это тоже порождение эпохи постмодернизма. Так что, веселей не станет.
    Эта прелесть, мне кажется, уже закатилась - и туда ей и дорога...

    Почитаю-ка я "Бизнес" на досуге. Надеюсь, он мне настроения не испортит.
    Очень надеюсь, хотя Турнье, мне кажется, понадежнее, хоть он и зануда, конечно, но умеренный - книжки у него не безразмерные. Но "Пятница, или Тихоокеанский нимб" вполне себе живенько, особенно в "детской редакции" - "Пятница, или Дикая жизнь". Это реплика на "Робинзона Крузо", естественно.

    Кстати, вспомнила я одного совершенно (на мой вкус, конечно,) головокружительного автора из области, так сказать, переосмысления нашего взгляда на историю - Амин Малуф. Он пишет исторические романы про то, где проходит граница между Западом и Востоком.
    Помните нашумевшую выставку трупов людей с содранной кожей (не муляжей, а живых когда-то людей)? Вот она, кинтэссенция искусства эпохи упадка. Что там братья Карамазовы с их нравственными метаниями...
    А с того, места, когда искусство стало пафосно доказывать, что запретных тем быть не может, всего этого следовало ожидать, ИМХО. Фокус в том, что еще на том же срезе великие, вроде Аполлинера и Блока, на собственной шкуре прочувствовали, что пределы выразимого, все ж таки, есть вещи (вроде войны), которые невозможно адекватно передать в художественной форме... Только эти нынешние ребятки, конечно же, не читатели... Так что и не догадываются, что "работают" вхолостую... Так что это, таки, эпоха упадка - самого искусства.
    Дык - современная психология на этом и строится.
    Вот она и формулировала этику соответствующую современным научным представлениям...

  7. #7
    Аватар для Мартинка
    Регистрация
    27.04.2009
    Адрес
    Липовая столица
    Сообщений
    2123
    Вес репутации
    58

    По умолчанию

    Я о старом Нашла Голсуорси. Собрание сочинений в 9 томах. Издано 1962 году. Саге посвященно 2 тома.
    Если не получаешь, то, что хочешь - значит хочешь не то

  8. #8
    Аватар для Esna
    Регистрация
    21.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3184
    Вес репутации
    81

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Ancit Посмотреть сообщение
    Тут вопрос в том, что считать постмодернисткой философией - они же там все очень разные:
    Конечно. Так же как, скажем, идеалистическая филососфия неоднородна и представлена разными течениями со своими нюансами. Но общее ядро, общий вектор все равно есть.
    С ценностями беда случилась, все ж таки, пораньше, и "виноват" в этом, скорее XIX век, утверждавший и утвердивший "научный взгляд" в литературе...
    Конечно, движение в сторону отказа от нравственного и морального императива начался раньше. Но эпоха постмодернизма ИМХО отличается от прежних эпох тем, что в его жизненной философии этот отказ принят, одобрен и, можно сказать, кодифицирован.
    Да, бунты 68-го года окончательно изменили "код" общества. ИМХО внешней оболочкой там была борьба с буржуазным обществом, но ядром все же стало стремление разбить морально-ценностную основу, на которой оно базировалось. Собственно, это был ультра левацкий проект.
    А насчет Раскольникова - вопрос в том, под кого/что будет стилизовать свой текст посмодернист, так что вполне может и по Достоевскому "сбацать" (не без подтекста, конечно...
    Да. Ну, а потом, к счастью, далеко не все, так сказать, деятели искусства пропитаны философией постмодернизма. Есть еще мастодонты, которые вполне искренне могут сделать по Достоевскому.

    Эта прелесть, мне кажется, уже закатилась - и туда ей и дорога...
    Наоборот - цветет. Просто, как любая синкретичная концепция, она вынуждена притуляться к той или иной самодостаточной религии и мимикрировать. В итоге человек может и не знать, что он по сути уже проникся идеями нью-эйджа. Например, яркое проявление этого - православные христиане, верящие в реинкарнацию и карму.

    Кстати, вспомнила я одного совершенно (на мой вкус, конечно,) головокружительного автора из области, так сказать, переосмысления нашего взгляда на историю - Амин Малуф. Он пишет исторические романы про то, где проходит граница между Западом и Востоком.
    Но хоть не в стиле Фоменко?
    А с того, места, когда искусство стало пафосно доказывать, что запретных тем быть не может, всего этого следовало ожидать, ИМХО. Фокус в том, что еще на том же срезе великие, вроде Аполлинера и Блока, на собственной шкуре прочувствовали, что пределы выразимого, все ж таки, есть вещи (вроде войны), которые невозможно адекватно передать в художественной форме...
    Так ведь тут опять же все началось с отказа от этого самого нравственного императива. Именно он позволял понимать границу дозволенного. А после этого отказа уже пошли игры с художественной формой с последующим осознанием, что она имеет свои чисто конкретные ограничения.

    Что-то мы отошли от темы художественной литературы и стали дрейфовать в сторону философии.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •