По поводу "Над пропастью во ржи" - если говорить про "у нас", то в то время, мне кажется, перевод любого современного западного произведения воспринимался как событие - я помню, например, с каким придыханием произносилась фамилия Додерер, а сейчас кто его читает - я, вон, даже насчет написания фамилии не очень уверена.
А что до оригинальной версии, то, насколько я понимаю, в ней очень остро выражено относительно новое по тем временам ощущение невыносимости существования при внешнем благополучии и при этом по-новому написан герой - не только в том, что он не борец и социально его протест никак не заострен, но и в том, что он не идеализирован - якобы, по этой повести диагноз поставить можно (судить не берусь, бо в психологии/психиатрии плохо разбираюсь). В результате повесть "не травмировала" людей прямо противоположных взглядов и смогла, что называется, "выразить свое время во всей полноте".
Каатся где-то так. Ну а то, что она (и в целом Сэлинджер) не очень сейчас читается, мне кажется, сказывается то, что эпоха, все ж таки, сменилась...
Я тоже не историк религий, но это точно не про кальвинистов и производных от них пуритан, и не про лютеран - если только это не переосмысление Лютеровской идеи о том, что в силу нашей греховности, вследствие которой на спасение собственными силами расчитывать не приходится, нам остается только уповать на спасение благодатью? Ну а кальвинисты и вовсе в категориях предопределения мыслят...
И как раз пуританин Мильтон в "Потеряном рае" очень наглядно демонстрирует качественные изменения в видении проблемы греха, которые дает новый взгляд на вещи, когда оказывается, что важен поступок (так сказать, материальная составляющая), а не намерения: Адам кусает яблоко, чтобы Ева не пострадала за свой поступок одна, но в отношении его прегрешения это ничего не меняет...
Справедливости ради, постмодернисты тут совершенно ни при чем и их трактовка темы вполне нейтральна идеологически. И на власть Бога над миром эпоха Возрождения не посягала - во всяком случае, если говорить о "картине мира", за всех поголовно маргиналов (вроде Леонардо да ВинчиТак проблема в том, что опровергнута именно "в постмодернистском контексте". В христианской картине мира Бог (и только Бог) имеет власть над миром и над человеком. Человеку он дает возможность порулить
.
) не поручусь...
Честно говоря, ни у кого из тех, кого сейчас принято считать "основными мыслителями эпохи" такого не помню. Другой разговор, во что отлилась появившаяся в ту эпоху концепция достоинства человека... но они-то понимали ее в самом прямом смысле - как достоинство монеты - и вводили просто "шкалу оценки" человека... Принципиальным мне кажется, скорее, изменение способов и целей познания мира - от созерцания к анализу и препарированию и от перехода в новое качество через посредство достижения полноты (знания, картины, бытия и т.д.) к прямому воздействию в целях достижения все того же нового качества...Гуманизм Ренессанса, напротив, стал поднимать значимость человека, призывая считать его благо мерилом всего (или почти всего).
Парадокс в том, что сначала, все же, наметился разрыв между человеком и миром - до XVIII века на место Бога в мире, все ж таки, посягали только маргиналы, вроде пантеиста Бруно... А проблемы начались с попыток целостно взглянуть на человека - то есть, вего-то навсего понять, как душа взаимодействует с телом и при его посредстве с миром... Ну и, естественно, разрыв между материей и духом оказался непреодолимым.Я бы все-таки сказала - разрыв между человеком и Богом. Гуманистические идеи породили стремление построить Рай на земле - без Бога (дабы он не мешал человеку жить, как ему хочется и как он считает нужным
). Задача, судя по всему, оказалось не реальной - раз пошел уже даже разрыв между человеком и миром.
А упорные попытки его преодоления все больше и больше "топили" человека в материальном, а духоное становилось все более и более эфимерным, пока для него и вовсе не осталось места в общей картине. И вот тут-то и был осознан свершившийся разрыв между человеком и Богом... ИМХО, конечно...
Ну а что до гуманистических идей, то то направление мысли, которое принято с ними связывать (в контексте Ренессанса все не так линейно и просто), вырастает из представления о том, что и в миру, а не только в церкви, можно жить духовной жизнью...Переустройство мира для человека, это, опять же, XVIII век... И выдвигается эта идея уже после того, как светлые умы решили, что Бог - только ерводвигатель...
Дык, темперамента не хватило.Но вы же не подрались в итоге?![]()
Но разговор кончился "на раз"...
Дык, я же о том и писала, что именно моя "терпимость" внушила собеседнику ожидания, что я признаю правоту и превосходство его религии... Я даже сильно подозреваю, что исходя из моего захода на тему, он не опознал во мне христианку, приняв за "скептика", по меньшей мере...Меня, как православную христианку, ни капли не обижает, что мусульмане (допустим) считают меня заблуждающейся. И ради Бога - главное, чтобы они не требовали от меня признания истинности их религии и не мешали мне "заблуждаться" и дальше.
А если вспомнить о том, как все это завязано на спасение души, то, строго говря, истинно верующий человек просто обязан стремиться к обращению неверующих и т.д...
Кстати, то, как рьяно занимаются проповедью атеисты, лишний раз убеждает меня, что это тоже религия...
Я, собственно, все это пишу в рамках пропаганды релятивизма, а просто потому, что ситуация в этом отношении представляется мне совершенно бесперспективной...
Или когда перед вами всеми встанет задача совместно приготовить эту картошку одним способом - скажем, картошки не хватает на то, чтобы ее и пожарить, и сварить одновременно...Упростим донельзя - например, я считаю, что жареная картошка вкуснее вареной. Разве это мешает мне мирно общаться с любителями вареной картошки? Взаимное раздражение начнется именно тогда, когда от меня будут требовать признать их мнение "истинным и равноценным" (и наоборот).
Это все, конечно, так, но абсолютное убеждение в собственной правоте освобождает от многих "тормозов", и американское общество (не власти, конечно, которые вполне свободны от иллюзий), с моей точки зрения, как раз наглядно это демонстрирует.Помню, один медиевист сказал очень верно о том, что нельзя судить о людях Средневековья (и не только), исходя из нашего нынешнего мировоззрения. Религия в те времена была повсеместно, скажем так, государственной. Поэтому именно она служила идеологической оберткой для любого политического дела.
А если ты еще и убежден, что страдания тела могут спасти душу...











Ответить с цитированием



