Ещё я в детстве гостила в Ашхабаде (Туркмения) у двоюродной бабушки. В памяти осталось море цветов, фонтаны и фонтанчики на каждом шагу. Тепловой удар к вечеру 1-го дня пребывания. Потом привыкла. Вокруг каждого дворика - живая изгородь из очень плотного кустарника. Люди рядом ходят, а их и не видно за листвой.
Дом был двухэтажный, квартир на 8. Все обитали в основном на улице в беседках, т. к. дома вообще невыносимо из-за жары. Не помю, вился ли по беседкам виноград, как у нас в Краснодарском крае или Ростовской области, но мочалки точно вились. Знаете, на рынках, да и в магазинах, продают такие длинные бело-кремового цвета мочалки для ванны из таких жёстких волокон. Многие, кому говорю, не верят, что они просто растут, думают, что шучу.
Ну вот, и спали мы там на улице. Во всех жилых дворах неприменным атрибутом были стоящие в разных укромных уголках железные кровати. Возле дома была колонка, на кран часто надевали шланг и поливали асфальт. И вёдрами воду у крылечек разливали, создавали иллюзию хоть какой-то свежести. И среди ночи с разных сторон звук льющейся воды: люди прямо с балконов на тротуар ведёрки переворачивали, со 2-го, 3-его этажей.
Ещё меня водили в Ленинский сад. Толи сквер это был, толи парк, но запомнился домик такой весь узорчатый. Сейчас думаю, может не домик это был, а просто постамент огромный. На нём памятник Ленину. А домик весь в цветных орнаментах, я думала коврами обит. Поднималась щупала "ковры", маленькая ещё была. А они гладкие как леденец. Конечно, плиты это такие худжественные были. Но "ковры" долго в голове сидели.
Ещё в зоопарке мишек белых запомнила. Бедные мишки! Как же им тяжко было! Они всё время шеями, опущенными вниз, из стороны в сторону качали.
Мороженое! Удивительное, какого у меня дома не было. Ярко-жёлтые, синие, розовые шарики, но не фруктовое. А ещё с наполнителем коричневое, а в нём напихан как бы лом из тонкого льда. Такого я больше нигде не ела. До сих пор думаю, так это и было задумано или последствия неправильного хранения Но это было любимым.
Ходили по городу с подружкой строго в шляпах и со стаканом. Передвигались все, в основном, мелкими перебежками: от одного автомата с водой до другого. И каждый раз приходилось длинючую очередь выстаивать (стакан для этого дела использовали). А помните такие автоматы? С сиропом 3 коп., без - 1 к.
А рынок? Вот это дыни! Мёд просто.А виноград! Ягоды с палец (мой тогдашний, детский) размером. Арбузы сахарные и мякоть как рассыпчатая на вкус.
Конечно же туркменский лаваш, арыки со струящейся водой вдоль всех улиц. И бесподобные красавицы туркменки. Я как в сказку попала: все вокруг в тончайших ярчайших шелках, кто до пят, кто по щиколотку. Косы, косы, косы. Длинные, толстые, много-много наплетено. А вот пожилых дяденек я боялась из-за их огромных мохнатых шапок. Как называются, не помню.
Ещё бабушка делала для дедушки напиток со смешным для меня тогда названием - чал. Я думала, что он так слово "чай" искажает. Дедушка был туркмен, звали его Азим. Он был очень добрый. Сидел на кровати, подвернув под себя ноги по-восточному. Всё время перебирал чётки. И мне несколько штук подарил, сам их делал из всяких больших бусин и туркменских украшений.
До сих пор осталась в воспоминаниях особая атмосфера радости, доброжелательности. Какое-то чувство "одна семья". И когда вспоминаю соседей по тому дому, где все двери нараспашку и нас детей кормили всех вместе то в одной, то в другой семье в течение дня, и когда просто прохожих на улице вспоминаю.
Вернулась я домой с ярким шёлковым платьем, которое спользовала как ночную рубаху, у нас ведь в таком не выйти (а так хотелось!)
Ещё привезла веер, подруги были в отпаде. Необычную яркую сумку, которую специально для меня за ночь сшила бабушкина соседка тётя Дуся. Шляпу - подарок другой соседки. И, оказалось, вернулась с неместным говором. Сама бы не догадалась, но во дворе сразу заметили и ещё долго говорили, что я нарочно выпендриваюсь.
Ашхабдские бабушка с дедушкой давно умерли. Сейчас там совсем другая жизнь. По рассказам знакомых, вернувшихся оттуда после развала Союза, сейчас там грустно... Красота города, наверно, не исчезла, думаю разрухи в архитектурном смысле быть не должно, а вот "атмосферы" уже той нет.